Продажа машино-мест



Назад


Правительство Москвы нашло пути решения проблемы «маятниковой миграции»

19.07.2019

Два-три часа в день жители многих крупных городов не работают и не отдыхают. Они едут – на работу или с работы, на общественном или на своем транспорте. Для Москвы это серьезная проблема. Как она решается? Мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге ответил на этот вопрос.

Зачем мы спешим?

Во многих мегаполисах мира есть проблема: места работы, социального обеспечения, культуры, спорта и отдыха расположены далеко от мест жительства. Это вызывает так называемую маятниковую миграцию: утром горожане торопятся на работу, вечером – с работы. В Москве такая ситуация еще несколько лет назад была нормой. С утра более 3,5 миллиона человек стремились в центр города, вечером – обратно.

Можно и не спешить

В качестве первых мер правительство Москвы резко ограничило строительство в центре, расторгло сотни инвестиционных контрактов. Ресурсы застройщиков направили за пределы Третьего транспортного кольца (ТТК). За восемь лет около 15 млн кв. м коммерческих площадей – производств, офисов, торговых и развлекательных объектов – построено за пределами центра: в заброшенных ранее промзонах, Новой Москве и других удаленных районах. Это дало двойной эффект: жители окраин получили в шаговой доступности не только услуги, но и новые рабочие места.

Ситуацию удалось развернуть. Если восемь лет назад в центре города было сосредоточено более 40% рабочих мест, то в 2019 году этот показатель составляет уже 35%. Цифры еще невелики, но вектор поменялся. Почти во всех районах Москвы уровень обеспеченности работой вырос.

Как дела у нас?

В Зеленограде проблема маятниковой миграции также существует, причем в двух формах.

Первая – ежедневное перемещение более чем 30 тысяч зеленоградцев в центр Москвы, к местам работы и учебы, и обратно.

Второй зеленоградский «маятник» носит локальный характер, но для округа также представляет существенную проблему. Сложилось так, что все крупные научно-промышленные предприятия Зеленограда и самые удобные транспортные линии до Москвы расположены в «старом» городе, к северо-востоку от железной дороги, а самый большой жилой массив – район Крюково, где проживает почти половина населения округа, – по другую сторону, к юго-западу от ОЖД. В 80-е годы прошлого века здесь началось строительство Центра информатики и электроники, который должен был обеспечить работой жителей района. Но в годы перестройки проект остановили. А Крюково продолжает расти, строятся новые микрорайоны.

При этом старая и новая части города связаны только двумя автомобильными мостами. В часы пик их пропускной способности не хватает. Узкое Пятницкое шоссе тоже не может принять сразу всех желающих попасть в центр города. В результате по утрам, когда район одновременно покидает большое количество автомобилей, имеются серьезные затруднения движения на выезде из Крюково.

Частично решить проблему поможет строительство двух новых связок – эстакады в районе Малино и тоннеля под железной дорогой в районе Алабушево. Такие проекты есть, хотя конкретные сроки их осуществления пока не названы.

По ходу развития площадки «Алабушево» Технополиса «Москва» создаются новые рабочие места в черте Зеленограда. В перспективе это должно сократить миграцию в центр города. Но в целом вопрос для округа, а особенно для района Крюково, остается актуальным.

Следующий шаг

За пределами Третьего транспортного кольца все еще ощущается дефицит рабочих мест. Маятниковая миграция по-прежнему остается проблемой, что хорошо видно на примере Зеленограда.

Чтобы радикально изменить ситуацию, правительство Москвы предпринимает новые меры. Вводятся финансовые льготы для инвесторов, создающих рабочие места в отдаленных районах.

В Москве уже много лет строительство или реконструкция коммерческих зданий облагается повышенными сборами. А именно: в первый год пользования земельным участком застройщик обязан внести в бюджет дополнительный платеж. Его размер составляет от 5 до 80% кадастровой стоимости, в зависимости от плотности застройки.

Правительство Москвы приняло решение отменить этот платеж на коммерческие здания, расположенные за пределами ТТК (это не касается строительства жилья или апартаментов).

Льгота, по оценкам экспертов, снизит себестоимость строительства или реконструкции зданий коммерческого назначения на 8-10%. За счет этого освоение бывших промзон или пустующих территорий на окраинах города становится рентабельным. В «спальных» районах появятся офисы, магазины, производства, где смогут работать местные жители.

Кто выигрывает?

Бюджет города при этом ничего не потеряет. Деньги вернутся в результате оживления бизнеса в новых офисах и магазинах.

 

А москвичи получат прямую выгоду. Рабочие места вблизи от дома – это существенная экономия времени. Посчитайте: даже 20 сэкономленных минут в течение рабочего дня складываются в три дня за год. Уменьшение поездок на своем или общественном транспорте улучшит не только транспортную ситуацию, но и экологическую обстановку.